8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Деревня МОРЩИХИНСКАЯ (Лекшмозеро).

 Расположена на северном берегу Лекшмозера. Центр Каргопольского сектора Кенозерского национального парка. Контора Парка. 


 Деревня Морщихинская находится в 65 километрах от города Каргополя Архангельской области, на северном берегу озера Лекшмозеро. Лекшмозеро - это второе по величине озеро Кенозерского национального парка, а сама деревня является самой большой из трех деревень, расположенных на берегу Лекшмозеро. В отличие от Кенозера c его изрезанными берегами Лекшмозеро имеет овальную форму длиной в меридиональном направлении около 13 км и шириной около 5 км. Песчаные берега переходят в дно, которое медленно уходит в глубину, но затем резко ниспадает, достигая в центральной части озера 30 м. В других местах, заросших осокой, прекрасные условия для размножения такой ценной рыбы как лекшмозерский сиг и ряпушка.
На озере совсем нет островов, отличая его опять же от Кенозера. Зеркало озера окружают бесконечные хвойные леса, часто заболоченные. Из озера вытекает одна речка Лекшма, впадающая в озеро Лаче, из которого вытекает р. Онега. С юга озеро охватывает шоссе от Каргополя на Пудож; от нее на север уходит дорога на Орлово и Морщихинскую. Коренные жители деревни - это потомственные рыбаки. Интересно, что многие поселения Каргополья исторически имеют двойные, а то и тройные названия. В Лекшмозере – «суши каргопольской» перемежавшейся болотами и лесами, - испокон веков было мало места для строительства больших поселков – приходилось «экономить». Отсюда поселения на «горах» - холмах, наволоках, немногих открытых полях – «пустынях». В таких условиях селение не всегда имело общественный или архитектурный центр: застройка велась с ориентировкой на местные урочища. Часто наименование одного из «концов» становилось официальным, традиционное же название деревни сохраняется в обиходе местных жителей. Не случайно эти места чаще относились к Каргопольскому уезду Олонецкой губернии, а в дальнейшем – к Каргопольскому району Архангельской области.

 Достопримечательности.

 «Сказывают, будто в давние времена лихие разбойники искали клад на берегу Лекшмозера, но золота не нашли, а нашли икону Святых Петра и Павла, осерчали да и кинули ее в озеро. Поплыла икона по озеру и пристала к западному берегу, к деревне Орлово. Но не взяли орловцы икону, а оттолкнули прочь от берега и люди там с тех пор «живут бедно, на глухом волоку и в самом Орлове могильник. А на другом берегу озера икону взяли и построили во славу ее церковь Петра и Павла».

 Так звучит легенда о постройке в 1596 году деревянной Петропавловской церкви в деревне Лекшмозеро (Морщихинская).

 На самом берегу Лекшмозера стоит древнейшая в округе церковь апостолов Петра и Павла. Первые датированные сведения о ней относятся к концу XVI века, когда рыбаки поставили на месте, где, по легенде, из озера выплыла икона первоверховных апостолов, деревянный, видимо, шатровый храм. В 1823 году древняя церковь сгорела, и вскоре жители построили новую – каменную, в классических традициях, с большим куполом и четырьмя маленькими главками по углам, с увенчанной шпилем колокольней со скромным 4-х-колонным портиком при входе. Строилась церковь, по-видимому, по типовому проекту, присланному из епархиального центра, но, как было обычным тогда, радением и преимущественно на средства местных крестьян. Известно, что иконы для ее иконостаса написал представитель вельской династии мастеров церковных дел (каменщиков и иконописцев) Шаминых из Вологодской губернии. К церкви вплотную подходят высокие ели – остаток святой рощи и кладбища. Церковь сегодня в процессе реставрации, которую ведут волонтеры при поддержке православной общины и Кенозерского парка. В 2002 г. над Лекшмозером вновь зазвучал колокольный звон.

 На окраине деревни стоят в лесу две часовни. Первая - новая - освящена в 2003 г. в честь Богородицы Целительницы. Вторая часовня простой формы стоит рядом. На озере прекрасные места для отдыха, для которого уже есть небольшие гостиницы, приюты и стоянки.

 Масельга

 Деревня Масельга расположена на Масельгском озере, в окружении холмов. Сама деревня занимает один из самых высоких береговых холмов, поэтому отсюда можно прекрасно любоваться на озёра, холмы, леса Кенозерья. Видны так же бывшие пашни и луга, всё более зарастающие деревьями и кустами.


 Некогда Масельга была довольно крупной деревней, её название в переводе с финно-угорского переводится как «земляная гора». О заселении Масельги существует легенда, повествующая о неком первопоселенце деревни, которого чудь белоглазая два раза захватывала в плен. Однако постоянное поселение здесь возникает достаточно поздно, примерно в середине XVII века. В Масельге интересны дома с резными окнами.

 В конце XIX-го века тут было 14 дворов и приблизительно сто жителей, которые занимались земледелием, охотой и рыболовством. На сегодняшний день в Масельге осталось всего 2-3 дома, где летом живут дачники.

Достопримечательности:

 «Кенозерские бирюльки» - музей под открытым небом

 Размещается в окрестностях д. Масельга на площади около 5 га, представляет уменьшенные копии историко-архитектурных памятников Кенозерья, ныне утраченных или находящихся в аварийном состоянии. Макеты жилых, культовых и хозяйственных построек, выполненные в масштабе 1:2 по всем канонам плотницкого мастерства, иллюстрируют пространственную организацию северной деревни, гармоничное сочетание разных типов сооружений, позволяют проследить эволюционное развитие жилых построек – от курной избы до развитого пятистенка. Такой масштаб, не имеющий аналогов в российской музейной практике, позволяет заглянуть внутрь построек, интерьеры которых насыщаются основными предметами быта. Размеры зданий соразмерны с ростом детей, поэтому Архитектурный парк «Кенозерские бирюльки» – не только музейно-экспозиционное пространство, но и уникальная учебно-образовательная база для детей, познающих культурное наследие Русского Севера.


 "Северный экватор" - это местная природная достопримечательность, водораздел между Белым и Балтийским морями, проходящий по узкому хребту между озерами Вильно и Масельга. Водораздел имеет вид природной гряды, разделяющей два разноуровневых озера – Масельгское и Вильно. Высота гряды от 3 до 10 метров, длина узкой межозерной части – 2 км. На дороге, идущей по вершине гряды, установлен памятный знак.

 Эта узкая гряда, шириной иногда не более 100 метров - не что иное, как водораздел двух океанов: Северно-Ледовитого и Атлантического. Это раздел такой же значимый в природе, как и линия экватора.

 В любое время года, даже в осеннее ненастье здесь осознаёшь красоту и величие творения природы. Вода справа течет в один океан, вода слева - в другой океан. Чтобы это почувствовать, надо себе это представить.

Хижгора и церковь Александра Свирского (1871 г.)

 Хижгора - это самая высокая точка Каргополья. Находится она в окрестностях Масельгского озера Кенозерского национального парка. Ее высота составляет 217 метров над уровнем моря. Представляет собой лесистый холм.


 Церковь преподобного Александра Свирского на Хижгоре. Поставлена она в 1871 году по тем же самым принципами технологиям строительства, какие использовались и 200, и 300 лет назад. Церковь стоит на высшей точке окрестностей Масельгского озера, на холме, 217 м. О строительстве церкви окрестные жители рассказывают предания. Одно из них о том, как задумала пришедшая откуда-то монахиня построить здесь монастырь, да местные мужики воспрепятствовали осуществлению этих замыслов. Тогда разгневанная монахиня наложила заклятье на зачинщика сопротивления и предрекла ему слепоту и горе. Другое предание о том, что средства на постройку храма пожертвовала некая крестьянка, потерявшая мужа и детей. В Масельге рассказывали, как после завершения строительства мастер встал на крест, поклонился на четыре стороны и забросил топор в озеро. Такой же рассказ существует и о завершении строительства Кижского собора. А в те времена топор для плотника был ценнейшим инструментом, но, по-видимому, таков обычай: топор, которым рубили храм, больше не применялся. Храм Александра Свирского разделил многочисленные беды недавнего исторического прошлого, был закрыт в конце 20-х годов прошлого века, но сохранился и в настоящее время реставрируется по старинным технологиям. Так, рядом с церковью можно увидеть деревянный ворот, с помощь которого на вершину горы поднимали бревна для постройки. 12 сентября в День Преподобного Александра Свирского здесь собирались жители всех окрестных деревень. Крестный ход шел под гору, к озеру, где устаивали иордань и купались. Снаружи храм отреставрирован, внутри воссоздан иконостас. Сейчас церковь Александра Свирского приписана к храму Петра и Павла в селе Морщихинская, в ней по церковным праздникам проходят службы.

 На берегу озера располагается и кладбище прихода церкви Александра Свирского, носящее печальное название «Плакида» и интересное своими поклонными (обетными) крестами. Поклонными крестами в старину отмечали места, имевшие какое-то особенное значение. Их ставили на месте закладки церкви; там, где сгорела часовня или монастырь; где кто-то был убит молнией или внезапно, без покаяния, умер; где случилось чудесное видение или чудодейственное исцеление, спасение.

 Порженский Погост

 Порженский погост — одна из самых труднодоступных достопримечательностей России. Это памятник древней архитектуры, который и по сей день привлекает любознательных и не опасающихся трудностей туристов. Построен он был в XVII веке и представляет собой комплекс деревянных сооружений. Многие люди считают это место святым и приходят в Порженский погост за чудом, испрашивая для себя милости и счастья в жизни

 Порженское находится в лесной глуши в 12 километрах от Кенозера и в 18 километрах от Лекшмозера на старинном торном пути от Пудожа на Кенозеро и Онегу. Порженский погост расположен на холме северо-западного берега одноименного озера, давшего общее название находившемуся ранее здесь селу, состоявшему из трех близлежащих деревень – Фёдоровская, Турово Сельцо и Окатовская. Судя по всему, первые поселенцы появились в этих местах в период финно-угорской колонизации. Порженское упоминается в сказании о чудесах иконы Макария Унженского, события которого относятся к первой половине XVII века. Село считалось крупным и самодостаточным, в нём было всё необходимое для обособленной от мира жизни в глуши – в том числе своя кузница, три мельницы, смолокуренный и гончарный заводы. Жители занимались земледелием, охотой и рыболовством. Местные мастера «шили» лодки, были в селе свои печники, плотники и столяры. В 1928 году в деревне Фёдоровской был образован колхоз имени Сталина, но уже в 1960-е годы он был ликвидирован и вошёл в состав совхоза «Мир». К 1972 году Фёдоровскую покинули все жители.

 На территории Порженского погоста существовала священная роща, в которой находилось языческое капище. Но после принятия христианства на Руси оно было уничтожено. Раньше погосты выполняли важную функцию — они объединяли несколько деревень и являлись неким культурным и административным центром. Комплекс сооружений погоста был построен в XVII веке и включает в себя церкви, окруженные невысокой деревянной оградой, на которой установлены калитки и башенки. А в северной части погоста, за его оградой, кроме деревянных сооружений, произрастает группа высоких лиственниц и елей, которые придают Порженскому погосту особый колорит и отлично вписываются в архитектурный ансамбль. Порженский погост называют еще северными Кижами, так как здания очень напоминают сооружения Кижей. Сейчас погост находится под охраной в Кенозерском национальном парке. Некоторые исследователи считают, что именно Порженский погост мог стать прототипом легендарного Китеж-града, достоверного доказательства существования которого не существует и по сей день. В погосте до сих пор сохранились старые надгробные камни, многие из которых обнаруживаются туристами в зарослях.

 Стоит отметить, что Порженский погост уникален своим ландшафтом: построенные людьми храмы и русская северная природа как будто сливаются воедино, образуя один комплекс. Некоторым башенкам погоста люди дали имена: это и «Егорушка», и «Варварушка», и другие. Люди считают, что строения, как и вся окружающая их природа, — живые, требующие соответствующего уважительного отношения

 Церковь Георгия Победоносца (17 в.)

 Главная церковь Порженского погоста, сердце комплекса храмов, — церковь Георгия Победоносца. Она была построена еще в 1782 году усилиями местных крестьян. Вокруг нее позже образовалось кладбище, которое те же местные жители окружили знаменитой оградой с башенками. Но есть и иная версия происхождения церкви Георгия Победоносца. Согласно ей, церковь была построена в XVII веке на территории Макарьевской пустыни, которая находилась в отдалении от Порженского погоста более чем на 12 километров. Позже, в 1820 году, церковь из пустыни была перенесена на кладбище погоста. У этой церкви есть одна особенность, за которую ее прозвали «святым местом с двойным небом». Дело в том, что в церкви Георгия Победоносца расписано сразу два деревянных неба: одно в основном помещении храма, а другое в алтаре. Расписное небо в архитектуре — это особо сконструированный потолок, в форме усеченной пирамиды. Именно этот вид росписи потолка особенно часто представлен в русских деревянных храмах. В центре такого неба традиционно изображается Иисус Христос, от центрального кольца отходят лучи-сектора с изображением ангелов и святых. В церкви расписывается всегда лишь одно небо, наличие двух небес встречается крайне редко, и церковь Георгия Победоносца в Порженском погосте входит в число уникальных по своей архитектуре храмов.

 Ограда Погоста - бревенчатая под двускатным навесом, по углам и на входе украшена живописными башенками. Сохранились уникальные двойные "небеса" церкви, т. е одни были в молельном зале, вторые в алтаре (сейчас они демонтированы). Аналог - только в комплексе д. Филипповской на Почозере. "Небеса" в алтаре состоят из 8 граней (сохранилось 6) и перекрывают пролет в 5 м, в молельном зале - 8 м. Сюжеты росписи: в алтаре - архангелы и Христос-Вседержитель, в трапезной - распятие, апостолы и архангелы. 

 Церковь несколько раз обмеряли, и в 2010 году началась ее реконструкция. На конец 2011 г. проведены "работы по укреплению фундаментов, замене окладных венцов в колокольне и трапезной, замене перекрытий и полов колокольни, проведена огнебиозащитная обработка и другие работы" (из пресс-релиза КНП). Окончание восстановительных работ - 2014 г. при регулярном финансировании.

 На территории Порженского погоста странным образом уживаются православное христианство и древние языческие верования. В погосте произрастает священная роща. Эти рощи возникли еще во времена язычества, до принятия христианства, и обычно росли на местах языческих капищ. Существование такого капища как раз и предполагается на территории Порженского погоста. В древние времена деревья, которые росли в священных рощах, выполняли роль стражников и охранников населенных пунктов, которые находились поблизости. Позже, с принятием христианства, капища были разрушены, но рощи вырубать не стали. В них начали строить христианские часовни, считалось, что они обязательно должны быть сделаны из деревьев, срубленных далеко от рощи. Обычно недалеко от священной рощи находилось озеро, в котором нельзя было ловить рыбу, но зато разрешалось купаться, для того чтобы очиститься от сглаза и порчи.

 Макарьевская Хергозерская пустынь

 В одном из самых труднодоступных мест Кенозерского национального парка, в лесной глуши, у малых озёр, на заболоченном водоразделе между Кенозером и Лекшмозером располагается древний монастырь - Макарьевская Хергозерская пустынь. Основанный в первой половине XVII в., он являлся одним из духовных центров Каргопольской земли.


 Основание обители. В 1640-х гг. монахи Ошевенского монастыря Сергий и Логин основали на берегу лесного Хергозера небольшую пустынь, посвятив её Макарию Желтоводскому и Унженскому. Инок Сергий получил в Новгороде у митрополита Афония грамоту на построение храма Святой Троицы - так началась история монастыря в честь одного из наиболее почитаемых на Каргополье святых. Через 17 лет деревянная церковь сгорела. В 1658 г. вновь была построена Троицкая церковь, в 1658 г. сооружён ещё один деревянный храм Введения Пресвятой Богородицы, а в 1660 г. был построен третий храм во имя Трёх Святителей Московских. О первых годах монашеской жизни на Хергозере известно мало - документов, повествующих о пустыни, сохранилось немного. Один из них входит в подборку грамот Александро-Ошевенского монастыря за 1539-1656 гг. - это копия "памяти" Хергозерского монастыря, датированная 19 сентября 1641 г. Из документа выясняется, что в 1640 г. старец Сергий "з братьею" били челом государю о передаче им "на оброк" земель вокруг пустыни ("чёрного неописного места") для хозяйственных нужд. Старцы должны были платить оброк "в государеву казну в Каргополе в съезжую избу по осми алтын по две денги". Из документа следует, что в первые годы существования пустыни здесь жили не только её основатели, но и другие монахи, и что монастырь довольно активно занимался хозяйственной деятельностью. В XVIII в., как и большинство малых монастырей, Макарьевская пустынь была упразднена. На её месте основан церковный приход с двумя храмами (Троицким и Введенским), к которому были приписаны деревни и храмы Порженского погоста (с Георгиевской церковью) и Думинского куста (с церковью Тихвинской Божьей Матери), находящиеся на значительном удалении - в 12-15 километрах. В 1786-1790 г. был возведён тёплый каменный двухпрестольный храм Ведения Богородицы. В 1868-1872г. вместо сгоревшего деревянного Троицкого храма построили каменный Троицкий собор, который освятили в 1872 г. ". В нем было три престола: Макарьевский, Борисоглебский и Троицкий. В центре храма была колокольня. Место это стало называться "Макарий. Когда то на «Макарии» были монастырь и две ближние деревни. Это было очень оживленное место: 12 дорог сходились на «Макарии», семь крестных ходов совершалось сюда ежегодно. Значение Макарьевского Хергозерского монастыря в истории православной культуры Русского Севера определяется, прежде всего, тем, что здесь хранили глубоко чтимую икону преподобного. Макария, от которой было много чудес и исцелений. Чудотворная икона привлекала паломников в эти места и после упразднения монастыря. Теперь остался лишь один храм сильно разрушенный, но сохранивший внешний облик.

 Преподобный Макарий

 Макарий Желтоводский и Унженский прославился своими подвигами в XV в. Он прожил долгую жизнь - 95 лет, из них около 80 лет - в монашестве. Преподобный известен как великий просветитель народов: он проповедовал веру Христову мордве, чувашам, татарам. Св. Макарий почитался на Лекшмозере как самый скорый и надёжный заступник, и избавитель от всех болезней и напастей. Большинство рассказов о "Макарии" связано с выполнением "заветов", один из самых известных - обойти на коленях святое озеро, прося помощи и защиты у Святого. Макарий также считался покровителем животных, поэтому в монастырь пригоняли много скота, лошадей, чтобы выкупать их в Макарьев день в озере. В благодарность Макарию за сохранение своего хозяйства "по завету" жертвовали церкви живую скотину. Здесь проходили ярмарки. В качестве даров и для продажи несли в Макарье "даньку": яйца, масло, шерсть.

 Чудотворный образ

 Значение Макарьевского монастыря в истории православной культуры Русского Севера определяется, прежде всего, тем, что здесь хранилась почитаемая на Каргополье чудотворная икона Макария Желтоводского и Унженского, о чудесах которой было составлено специальное произведение - "Сказание о преславных чудесах чудотворного образа преподобного и богоносного отца нашего Макария Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, в Каргопольских пределах, в Хергозерской пустыни обретающегося". Вначале XX в. икона находилась во Введенском храме Хергозерского прихода. Современное местонахождение иконы неизвестно, но сохранились другие каргопольские иконы с изображением святого Макария второй пол. XVIII-XIX вв., которые "видимо, повторяют тот самый образ святого, который хранился в Макарьевской Хергозерской пустыни". Чудотворная икона привлекала богомольцев "на Макарье", как именовали в Каргополье это место, и после закрытия монастыря. Ежегодно 24-25 июля (по старому стилю), на праздник Макария, сюда стекалось большое число людей. Из Каргополя устраивался крестный ход. Люди приходили и из Ошевенска (за 30 км), где располагался крупнейший в Каргополье Александро-Ошевенский монастырь. Хергозерский, Ошевенский и Челмогорский монастыри, соединённые тропами, по которым ходили богомольцы, воспринимались как центры единого сакрального пространства. Не случайно на некоторых каргопольских иконах Макарий Желтоводский, Александр Ошевенский и Кирилл Челмогорский изображены вместе. О почитании святого Макария в Каргопольском крае свидетельствуют также часовенные посвящения и культовые камни.

 Монастырское наследие сегодня – это «утраченная обитель» – территория, где разобраны или сохранились в руинах (Троицкая церковь) материальные свидетели исторических событий. Пустынь была популярным местом паломничества жителей окрестных деревень, особенно на 7 августа - день преподобного Макария. В этот день проводился крестный ход из самого Каргополя. Макарий был на Каргополье одним из самых почитаемых святых, считался покровителем скота наряду с Власием.

 Сейчас на полуострове, где находился монастырь, сохранилась пятиглавая Троицкая церковь, которая в 2004 г. была обмерена реставраторами для последующей консервации.

Челма, урочище. Кирилло-Челмогорская пустынь

 Пустынь находится на месте молитвенных трудов и подвигов преподобного Кирилла Челмогорского, который прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года.


 Странствуя по Северу продвигаясь «встречь солнцу» отшельник Кирилл достиг назначенного ему Богом места в глухом уголке каргопольской стороны, на Чёлме-горе, на берегу прекрасного Лекшмрзера (высокий холм – «гора» Чёлма находится в истоке речке Лёкшмы из озера)\ место было удаленное дикое, но прекрасное. Непросто складывались отношения пастыря с местными жителями, которые были «зли суть и немилостивы». 

 Первую зиму он прожил в пещерке, затем построил деревянную келью и часовню. Питался выращенными им самим овощами да травами. Через три года к нему присоединился брат Корнилий. Но вскоре он покинул Кирилла в поисках более уединённого места.

 Славянского населения в те времена там не было. Жила, как говаривали в старину, чудь белоглазая, финские племена. Эту чудь и просвещал преподобный Кирилл, пребывая в подвигах 52 года. В 1368 году в возрасте восьмидесяти двух лет он мирно скончался, приобретя всеобщую славу и уважение. Местные финны, встретившие его поначалу враждебно, к концу его жизни приняли крещение.

 Это житийные сведения. Однако исследователи его жития высказывают разные мнения. Первым усомнился К.А.Докучаев, а Г.П.Гунн, анализируя различные житийные повествования и документы, приходит к выводу, что Кирилл Челмогорский жил не в ХI1I—ХIV, а в ХV—ХVI веках. Если и так, то это ни в коей мере не умаляет значения его христианского подвига.

 Прославился он не только своим подвижничеством, но и чудесами, которые происходили от него и после смерти. Последнее из его посмертных чудес житийные повествования относят к 1674 году.  К концу жизни св. Кирилла вся местная чудь с большим трудом, но была крещена. Шайки разбойников разорили Кириллову обитель и сожгли её дотла (1613г.). Вся братия была убита.

 В отличие от Александра Ошевенского преподобный  Кирилл не основывал Челмогорский монастырь. Он жил пустынником, приводя ко Христу местных жителей. Тем не менее, в списке настоятелей Челмогорской пустыни первым значится Кирилл как основатель (без указания даты), а за ним следует игумен Ефрем (и указана дата — 1544 год).

 Через несколько лет по его кончине пришёл на то место монах Серапион, к которому потом присоединился другой монах. Они устроили гробницу над могилой Кирилла, но прожить там, в безлюдье, смогли только три года. Приходили туда потом и другие иноки. Через десять лет после смерти св. Кирилла, в 1378 году Кирилло-Челмогорский монастырь был, как бы заново основан иеромонахом Арсением. Братия построила в обители две деревянные церкви: «зимнюю» Успенскую (кон 14 –нач.15вв.) и «летнюю» Богоявленскую (1419г.), в которой под спудом хранили мощи преподобного Кирилла. Расцвет монастыря прервали события Смутного времени. Шайки разбойников разорили Кириллову обитель и сожгли её дотла (1613г.). Вся братия была убита. После вражеского нашествия обитель стала потихоньку возрождаться из пепла. К 1630 году в обители красовались уже 3 церкви: Успенская, Благовещенская, Богоявленская, однако всего лишь через два года две последние церкви сделались «жертвами пожара». После того монастырские церкви дважды сгорали дотла. В 1687г. Была построена новая деревянная Успенская церковь-маленькая и скромная. Есть сведения, что в Кирилло-Челмогорский монастырь была сослана одна из жен Ивана Грозного.

 Кроме того, монастырь имел своё подворье в Каргополе. В 1727 обедневший Кирилло-Челмогорский монастырь был приписан к Спасо-Каргопольскому. В 1732 году монастырь получил независимость, в 1751 - снова приписан к Спасо-Каргопольскому.

 В 1764 году по приказу Екатерины II монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители. Храмы пустыни стали приходскими. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-Ошевенскому монастырю, а в 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1844-1845 годах на месте старого Богоявленского храма усердием купца Михаила Николаевича Лыткина построен новый Богоявленский собор с приделом во имя св. Кирилла Челмогорского. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-Ошевенскому монастырю.

 В 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1880 и 1887 годах монастырь страдает от пожаров. В 1897-1899 годах Богоявленский храм вновь перестраивается. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. История монастыря трагична. Наряду со многими другими обителями, он был упразднён при Екатерине Великой в 1764 году. Однако иноческая жизнь здесь не угасла. В 1892 году на Челме обитали семь монахов. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. Но, увы.., судьба его на многие годы была предрешена...

 В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню, а затем сгорела и Успенская. В 1932 году после арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорский монастырь окончательно ликвидирован. В 1932—1934 разобраны деревянные монастырские строения, в том числе церковь Успения Божией Матери. Брёвна от монастырских строений и другое имущество буксировали вёсельными лодками в деревню Лекшмозеро. От обители осталось пустое место. Сейчас от бывшего монастыря остались руины, по ним еле просматриваются места бывших монастырских построек. От двух белокаменных храмов - только руины, от ограды - груда кирпичей. В 2005 году епископ Архангельский и Холмогорский Тихон освятил неподалёку от бывшего монастыря поклонный крест в память преподобного Кирилла Челмогорского.

 По сей день сохранились предания об Житие Кирилла Челмогорского. Вот только некоторые из них, записанные со слов местных жителей:

 «Как был там Кирилла Челмогорский ли, как ли. Святой. И вот эти изгнать-то хотели. Труфановцы... Казара-то (деревня Казариновская <в с. Труфаново> там, за озером, их так называли: "Ну, казара!"). И они хотели этого изгнать. Изгнать хотели... Там, говорят, пришли - он жил в какой-то там пещере. Пришли, привязали веревки ли, что ли, и вот потащили его из этой. Веревка что ли оборвалась. Там они все куда-то упали... Там яма образовалась, и до сих пор эта яма есть. Дна не могут смерять. Вода. И за сосну было уцеплено. Сосна такая низкая, кудрявая. Не растет вверх».

 «А потом осталась одна соборка <колокольня в Челмогорском монастыре>. И вот, когда соборку стали ворочать - тракторами дергали-дергали, не могли сдернуть. А вот с Лекшмозера один парень... Ну, поехал он с Лекшмозера: "Щас поедем,- говорит,- этих челмогорских богов выгонять". Дергали ее, дергали - все троса рвутся. Тремя тракторами не могли, а он подошел, один раз тюкнул - церковь упала. Он нашел критическую точку. Один раз тюкнул, и вся колокольня упала. И завалила его насмерть. Как с топором стоял, так и... Искали. На третий день только отрыли. Ну, так говорили... по деревне слухов... знаешь. Нечего было болтать так, когда поехали».

 « Не могила ли, или могила. Он был захоронен, кажется, под полом в церкви. Там стоял крестик. И вот, говорят, когда церковь сгорела, этот крестик остался нетронутым. [Говорит пришедшему соседу лет тридцати:] А ты здесь в церкви не бывал?»

 «Заходишь, по левой руке, недалеко, ну вот как, алтарь, или что... Крестик этот я видела ещё, когда один раз в детстве залезли через окно. Уже церква была закрыта, так вот я его видела. [Это вот Кирилл был похоронен в этой церкви?] Да говорят, как будто бы, да. [Крестик - это памятник? Он на могиле стоял?] Нет... на полу он стоял. [Он большой?] Да нет, наверно вот... Я это тоже вот, в детстве, так я уже забыла. Небольшой крест стоял, вот заходите, с левой стороны. Вот туда вот уже... [Как он выглядел? Это распятие, как в церкви?] Нет, нет, это просто обыкновенный крест, крестик. [Он на полу стоял?] Да, на полу, на полу. [А под ним была могила?] Да вот говорят, что там была могила. Мол, там похоронен. [А вешали на этот крест платки, одежду?] Вот, знаете, церковь уже была закрыта, я один-единственный раз была там, вот мы залезли через окно. [...] [Это и была могила Кирилла Челмогорского?] Ну вот я слыхала, что Кирилл вот, что якобы он там похоронен, но точно я вам сказать не могу, конечно».

Наглимозерская пустынь

 В первой половине XVII в. на территории Кенозерья, недалеко от Лекшмозера, иноком Ошевенского монастыря Тимофеем была основана ещё одна пустынь - Наглимозерская. "В прошлых-де годах построил он, инок Тимофей, ту пустыню, на том Аглиме озере, на острову, на диком лесу, один собою",- говорилось в царской грамоте 7157 (1649) г. Тимофей поселяется на Наглимозере в начале 1640-х годах. В 1642 г. он получает разрешительную грамоту на построение храма, около 1650 г. грамоту царя Алексея Михайловича на владение Наглим и Сярг озерами с ручьями и островками, Шолмо озеро с лесом и холмами, Лармо озеро. Лебяжье озерко с лесом, пашнями и сенными покосами. В разное время в пустыне проживало от двух до пяти монашествующих. В 1676 г. в пустыне находилась церковь Неопалимой Купины с приделом Святого Николая. В 1811 г. на её месте возводится каменная церковь с колокольней Тихвинской Божьей матери с двумя приделами во имя чудотворца Николая и во имя иконы Божьей матери Неопалимой Купины. В 1721 г. пустынь была приписана к Спасово-Строкинской пустыне в Каргополе, а в конце XIX в. она являлась приписной церковью Лекшмозерского прихода. В Наглимозерской пустыне дважды в год праздновался Николин день: 19 декабря (Никола Зимний) и 22 мая (Никола Вешний).


 В 30-е годы сооружения пустыни были разбиты, якобы разобраны на кирпичи для скотного двора в Лекшмозере. Однако, цементовка кладки оказалась столь прочной, что, как говорят, оторвать кирпичи друг от друга было почти невозможно, все побили. Тем не менее множество возов кирпичей доставляли в Лекшмозеро по льду на дровнях зимой 1931 г., и для этого было мобилизовано чуть не все взрослое население деревень. Одновременно развозили по домам и небольшие иконы, их клали на подводы поверх кирпичей. Большие иконы сжигали вблизи монастыря. В начале войны, мужчины были призваны в армию,а старики и женщины с детьми переселены в Лекшмозеро под предлогом того, что Наглимозеро оказалось близко к линии фронта. В Лекшмозере и проживают потомки наглимозерцев. Известны несколько имен настоятелей пустыни:

1. Строитель, инокъ Тимоѳей, упоминается въ грамотѣ царя Алексѣя Михайловича 7161 (1653).

2. Черный попъ Филаретъ, упоминается въ грамотѣ царей Iоанна и Петра Алексѣевичей 7190 (1682).

3. Строитель Варлаамъ, 1705, упоминается въ роспискѣ, данной Аглимозерскимъ старцамъ, на владѣніе сѣнныхъ покосовъ Колодозерской волости Сергѣемъ Васильевымъ Кузнецовымъ.

4. Ааронъ, 1721, упоминаемый въ подобной же роспискѣ.

5. Строитель, инокъ Iона, по увѣренію крестьянина Лекшмозерской волости Василія Яковлева Пономарева, умершаго въ 1837 году, 83-хъ лѣтъ. Въ 1834 г. пустынь сія приписана къ Лекшмозерской Петропавловской церкви.

 Теперь обитель находится в полнейшем запустении. Давно нет скромного монашеского жилья — келеек, некогда плодородные монастырские земли заросли дикой травой и лесом. От двух белокаменных храмов — только руины, от ограды — груда кирпичей. Почти ничего не напоминает о когда-то бывшей здесь пустыни, кроме маленьких, безымянных могилок с замшелыми покосившимися крестами в древней еловой «святой роще» да великанши ели, одиноко стоящей на Чёлме-горе. Но на монастырских руинах чьи-то заботливые руки поставили три деревянных креста, один на срубе. Поблизости сооружена рыбацкая избушка, ведь Наглимозеро - любимое место рыбаков.