8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 В Архангельской области немало сел и деревень, которые являются своеобразными архитектурными и природными заповедниками. Это настоящие музеи под открытым небом, но не воссозданные искусственно, а построенные руками северных плотников в XVII— XVIII веках.

 Ошевенск – «куст» деревень, поэтому разные его части имеют различные названия: Ширяиха, Погост, Низ. Свое название Ошевенск, или как его называли Ошевенская слобода, получил от имени своего основателя Никифора Ошевни. В середине XV века крестьянин Ошевня вместе с односельчанами — жителями деревни Никифоровской, находившейся на берегу озера Воже (из него через Свирь можно попасть на озеро Лаче), испросили у новгородского посадника слободскую грамоту, найдя «пустопорожнее» место по реке Чурьеге неподалеку от Каргополя. Здесь они и поставили свои дворы.

 Со временем их потомки и, конечно, новые, более поздние пришельцы расселились не только по Чурьеге, но и ее притоку — реке Халуй, образовав несколько деревень: Ширяиху, Федорово, Михеево, Подгорье, Низ и ныне уже исчезнувшие Кукуй, Обрезково и Сребино. Жителям Гари и Бора, очевидно, не хватило уже места для жилья и угодий на берегах рек, облюбованных первыми поселенцами, пришлось им поселяться вдали от Чурьеги.

 Ошевенск находится в 45 км от Каргополя и расположен на берегах небольших рек Чурьеги и Халуй. Раньше это была обширная волость Каргопольского уезда (12 деревень, две с половиной тысячи жителей). Сейчас это село с постоянным населением около 600 человек.

 Достопримечательности:

 Александро-Ошевенский монастырь - один из самых интересных северных монастырей. Возрождение монастыря началось в 2008г.

 Алексей (мирское имя преподобного),  был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина. В 18 лет юношу пытались женить, но Александр, испросив дозволения родителей посетить Кирилло-Белозерский монастырь, отправился в путь.

 Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг.

 К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюге Каргопольского уезда, получившее название Ошевенской слободы.

 Преподобный Александр уговорил игумена отпустить его к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. 
 Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил благословление игумена на устроение обители.

 Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал Александр Ошевенский трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в кельи иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.

 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года  (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые, в конце концов, благополучно завершатся.

 Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (бывш. Кенский монастырь), воспитавший преп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); преп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.

 В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни.
В советское время монастырь был закрыт. Постройки использовались до 70-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). После монастырь остался пустовать и неуклонно разрушался.

 Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г в деревне Погост.

 Богоявленский деревянный храмовый комплекс 1787г. в деревне Погост - один из ярких памятников русского северного деревянного зодчества. Облик церкви – приземистая башня восьмерик, крытая шатром – говорит о том, что церковь эта повторяет формы более древней, стоявшей на том же месте. На Севере часто возобновляли древние обветшалые церковные постройки, создавая их близкую копию. Колокольня, стоящая возле - низкий четверик, высокий восьмерик, пролеты звона и шатер с главкой

 Хорошо сохранился огромный деревянный храм с расписными небесами и громадным деревянным иконостасом, а так же отдельно стоящая колокольня.

 Храм действующий, как правило, открыт для посещения. Можно попросить подняться на колокольню - с нее открывается очень красивые виды на окрестности.

 Часовня Георгия Победоносца в селе Низ.

 Время постройки начало XIX в.  Это небольшое клетское сооружение, из кровли которого вытягиваются два стройных восьмерика увенчанные шатрами. Верх западного восьмерика раскрыт под звон-это колоколенка. Двухшатровый силуэт красиво оживляет деревню.