8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Кирилло-Челмогорский монастырь – один из древнейших монастырей «Северной Фиваиды», основанный в 1316 г. Кириллом, пострижеником новгородского монастыря святого Антония Римлянина. Житие Кирилла Челмогорского (XVII в.) повествует, что святой прожил в одиночестве на горе Челме 52 года, занимался «поучением книжным» и «крестил «чудь белоглазую». После смерти Кирилла сюда стали стекаться монахи и возник небольшой общежительный монастырь. Выражением веры к преподобному, утвердившейся в местном населении, являлись 17 чудес, описанных в книге «Чудеса по преставлении преподобного отца нашего Кирилла». Процветание обители определялось и святынями, существовавшими в монастыре. Икона Успения Божией Матери, по преданию принадлежавшая святому, и серебряная рака преподобного Кирилла с его мощами привлекали в обитель множество паломников.


Дальнейшая история пустыни типична для многих небольших северных обителей. В XVIII в. она влачит скудное существование, а в 1764 г. упраздняется, как и еще около полусотни олонецких монастырей.


Через сто лет монастырь был возобновлен. Был возведен каменный храм с колокольней, построена каменная ограда. По переписи 1892 г., жило в нем семь монахов.

В наше время ничего не сохранилось из монастырских построек, но осталось историческое место, остался исторический пейзаж, и это порой не менее важно, чем старые постройки, да и само место таково, что не обойти его в Лёкшмозерской округе.

Пустынь была расположена именно пустынно, хотя и не столь далеко от жилых мест, но уединенно, над тихим лесным озером. Одиноко возвышается купа черных елей, далеко видимая с Лёкшмозера. Издали кажется, что еловая роща скрывает какие-то строения: Часто в озёрном крае в еловой роще стоит церковка или часовенка.


 К Челме-горе подходишь с ожиданием обнаружить нечто сохранившееся, но находишь лишь следы былого - фундаменты церкви, часовни и монастырской ограды. Былое здесь не в зданиях, которые не сохранились, а в этих древних деревьях. В лесном крае это как будто бы не диковинка, но стоит лишь взглянуть на этих суровых великанов, чтобы понять чувство почитания, которым и славяне и чудь окружали такие величественные деревья. Старые деревья стоят дружной купой, и лишь одна ель, самая высокая и самая старая, - несколько поодаль на выкошенной полянке, где поставлен стожок-зарод. Сколько ей лет-двести, триста? (Сосны и ели живут до четырехсот лет). Хочется думать, что она современница монастыря и вся его история прошла возле неё. Силуэт её очерчен плавной мягкой линией, конус её густой хвои кажется на удалении шатром деревянной церкви. Здесь на Челме-горе, не рукотворное чудо северных плотников, а природное чудо – древняя могучая ель.