8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне.


В лесах Русского Севера до сих пор разбросано огромное количество замечательных произведений народного творчества. В рубленых избах, с чудесными крыльцами, с резными украшениями окон, фронтонов, крылец, в мельницах, даже в амбарах и мостиках чувствуется любовно выполнившая их рука художника. Но особенно хороши сохранившиеся деревянные часовни и церкви - от маленьких изящных построек до больших величавых и суровых сооружений.

Суровая природа Севера, примитивная техника, однообразие материала (дерево) заставляли зодчего искать художественную выразительность форм и монументальность сооружений не в декорациях и украшениях, а в группировке внешних масс, в красоте и стройности силуэта, в хорошо найденных пропорциях, в суровой простоте рубленых стен, в каждой линии, форме или детали, конструктивно и функционально необходимой зданию.  Вот почему эти сооружения отличаются классическим благородством, простотой и глубокой правдивостью.


При строительстве нового дома всегда большое значение придавалось выбору места. Крестьяне выбирали место сухое, высокое, светлое. Ценилось, если из окон дома будет видна вода, например, речка. Чистота водной глади напоминала о покое, отражала небо, вносила в окружающее пространство особую лиричность. Важно, чтобы новый дом не мешал другим – не закрывал соседям солнце или вид на озеро, поле или лес. Неплохо, если дом будет стоять «вполгоры», то есть на солнечном склоне холма. Учитывалась и ритуальная ценность места: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, прошедшее проверку временем, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными считалось место, где прежде были захоронения, где когда-то проходила дорога или стояла баня.


Старинные каргопольские избы строили на высоком подклете, просторными, с четырьмя окнами на лицо. Типичный дом для Каргополья - четырехстенок на высоком подклете с примыкающим сзади хозяйственным двором (высокие подклети использовались обычно для хозяйственных целей или приспосабливались для жилых помещений). Несмотря на более высокий, нежели в других районах области, подъем кровли, светелки устраивались редко, а балконы в большинстве носят декоративный характер, многие избы рубились без балконов. Большинство домов такого типа имели систему отопления «по-черному». Дым при топке печи поднимался под высокий трапециевидный потолок, остывая, опускался и вытягивался через волоковое окно над печью, соединённое деревянным коробом с трубой - дымником (дощатая или выдолбленная из ствола труба для отвода дыма) на крыше. Топившаяся «по-чёрному» печь была удобна для ведения хозяйства, для просушивания одежды, обуви, сетей.

Рубили и двухэтажные дома, с зимним жильем внизу и просторным летним вверху. На ставнях изб наводили большое «солнышко», кругами и вазонами расписывали тесовые подшивки, что закрывают выступающие слеги кровли.  Архитектурный облик крестьянской избы ХIХ века отличался многими самобытными особенностями, возникшими в результате развития и творческой переработки крестьянскими плотниками многовековых строительных и художественных традиций русского народа. 

В течение многих веков народная мудрость отбирала наиболее целесообразные строительные приемы, длительное время происходило совершенствование беспрестанно обогащающихся архитектурно-конструктивных форм. Сохранившиеся «наемные записи» (договоры на строительство, заключавшиеся со старостами плотничьих артелей) пестрят выражениями, что здания строились «по старине», «по подобию» или «как водится», т. е. по примеру уже существовавших сооружений.


Деревянный русский дом вновь популярен. О нем не только пишут книги и снимают фильмы. Он не только герой Интернета. Главное – его вновь возводят, заказывают, и в него переселяются всерьез и надолго.

Конечно, традиционную русскую избу не возродишь в том виде, в каком она была в прошлых веках. Время ушло далеко вперед и его, как известно, повторить невозможно. У нынешних зодчих в руках современная техника, новые материалы, другие возможности и, что очень важно, иные представления о комфорте. И все же - в новом русском деревянном доме, уверен, есть место и для многовековых русских традиций домоустройства.