8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Какая-то волшебная тайна заключена в работе гончара…


«Звучно шлепается комок глины на неудержимо вращающийся диск. Его легкий скрип - скрежет напоминает забытую и такую родную песню. Из теплой глины руки мастера начинают вытягивать конус, затем кратер, легко, и уверено вытачивают нужную форму сосуда. Все размерено сознательно. У любого гончара все как надо: ему удобно сидеть, все нехитрые приспособления лежат сподручно. Тогда и работа идет весело под звонкую песню гончарного круга».

Изготовлением горшков, кувшинов, солонок и прочих предметов занимались в каждом уезде Архангельской губернии.

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 – 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в XI–XIII века, к временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово-Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до XIX века.

На территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии издавна было развито гончарство, чему способствовали богатые залежи глины. Гончарное производство было развито в двух волостях: Печниковской и Ловзангской. В деревнях Печниково, Гринево, Сухарево, Токарево делали красную посуду, а также игрушки - фигурки животных, птиц, людей. Позднее стали делать обварную: раскаленный сосуд опускали в «солодягу» (горячая болтушка), которую варили из житной, гороховой или ржаной муки. Потомственный гончар из Каргополья Н. П. Шевелев вспоминает: «Бывало, сварят из овсяной муки «солодягу», как овсяный кисель только жиденькую. В неё и окунают только что обожженную посуду или игрушку, и быстро вынимают обратно. Хлебец так и закипит на раскаленной глине, и покроется она темными пятнами. Тогда не считали что это красиво, была это самая простая посуда. Вместе с ней шла и игрушка». Изготовляли также и поливную посуду. Посуда эта была в основном бытового назначения: мясник, щаник, горшок, рукомой. Способ изготовления посуды довольно древний – «тетёркой» (жгутом): «выскать тетёрку и наращивать посуду, примазывая тетерку к тетерке»

 В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8-9. Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменным его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг. Мастера делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, а из остатков игрушки лепили, чтобы детишек порадовать, да и от трудов отдохнуть.

Лепили игрушки - всяких животных: петушков да утушек, величавых баб да мужиков с гармошками. Иногда продавали игрушки вместе с горшками. Игрушки были неяркими, цветными их делали мастера при помощи мела, сажи и цветной глины.

Еще в начале XX века каргопольские гончары и кирпичники были известны далеко за пределами уезда. Посуду вывозили на ярмарки в Поморье, Карелию. Наибольшее развитие гончарный промысел получил в деревнях Панфиловской округи. Не одну сотню горшков везли мастера на весеннюю мартовскую ярмарку, свистульками зазывая народ купить глиняный товар. Среди множества гончарных центров XIX века на Русском Севере Каргопольский оказался наиболее жизнеспособным и сохранился до наших дней. У многих народов мира известен миф о сотворении человека. Миф отражает представление о глине как о материале, послушном руке творца, символизирующем начало жизни на земле. В акте творчества – изготовлении горшка – человек уподобляется Богу - творцу.