8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Какая-то волшебная тайна заключена в работе гончара…


«Звучно шлепается комок глины на неудержимо вращающийся диск. Его легкий скрип - скрежет напоминает забытую и такую родную песню. Из теплой глины руки мастера начинают вытягивать конус, затем кратер, легко, и уверено вытачивают нужную форму сосуда. Все размерено сознательно. У любого гончара все как надо: ему удобно сидеть, все нехитрые приспособления лежат сподручно. Тогда и работа идет весело под звонкую песню гончарного круга».

Искусство изготовления керамики зародилось на Каргопольской земле ещё в эпоху каменного века. На стоянках Каргопольской неолитической культуры (4 – 3 тыс. до н.э.) найдены обломки глиняной посуды, украшенные ямочно-гребенчатым орнаментом, а также примитивные фигурки, изображающие людей, птиц и животных. Истоки традиционного гончарного промысла Каргополья уходят в XI–XIII века, к временам славянской колонизации края из Новгородских и Ростово - Суздальских земель. Именно в это время здесь впервые появляется посуда, изготовленная на ручном гончарном круге, и те характерные формы сосудов, которые практически без особых изменений дошли до XIX века.

 

На территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии издавна было развито гончарство, чему способствовали богатые залежи глины. Гончарное производство было развито в двух волостях: Печниковской и Ловзангской. В деревнях Печниково, Гринево, Сухарево, Токарево делали красную посуду, а также игрушки - фигурки животных, птиц, людей. Позднее стали делать обварную: раскаленный сосуд опускали в «солодягу» (горячая болтушка), которую варили из житной, гороховой или ржаной муки. Изготовляли также и поливную посуду. Посуда эта была в основном бытового назначения: мясник, щаник, горшок, рукомой. Способ изготовления посуды довольно древний – «тетёркой» (жгутом): «выскать тетёрку и наращивать посуду, примазывая тетерку к тетерке»

В промысле работали и мужчины, и женщины, им помогали дети лет с 8-9. Развитие гончарного ремесла во времени оставляет неизменным его составляющие элементы: глина, огонь, рука мастера, гончарный круг. Мастера делали посуду разных размеров, форм и названий: горшки, кринки, корчаги, латки, квашни, роговики, рукомои, а из остатков игрушки лепили, чтобы детишек порадовать, да и от трудов отдохнуть.


Еще в начале XX века каргопольские гончары и кирпичники были известны далеко за пределами уезда. Посуду вывозили на ярмарки в Поморье, Карелию. Не одну сотню горшков везли мастера на весеннюю мартовскую ярмарку, свистульками зазывая народ купить глиняный товар. Среди множества гончарных центров XIX века на Русском Севере Каргопольский оказался наиболее жизнеспособным и сохранился до наших дней.