8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Издавна Каргопольская земля славится своей глиняной игрушкой, которая известна не только в России, но и далеко за ее пределами. История ее возникновения тесно связана с древними (языческими) обрядами.

Говорят, что в древние времена каргопольская игрушка выполняла роль оберега. В ее назначении угадывались отголоски языческого и даже первобытно общинного прошлого русского народа. Женские фигурки «отвечали» за плодородие и семейное счастье. На них наносили символы солнца, зерен и т.п., которые имели особое значение в представлении наших предков. К сожалению, конкретное значение каждого из этих символов уже давным-давно забыто, однако тем интереснее угадывать их скрытый смысл.

Впоследствии культовый характер фигурок уступил место их предназначению в качестве игрушки. Появились бытовые мотивы, фигурки лепили для создания целых сценок из повседневной жизни крестьян Севера России.

Большинство каргопольских игрушек дореволюционного времени не сохранились - ведь очень долго мастера просто не осознавали масштаба своего дарования и отдавали свои творения детям на забаву.

Известно, что в XIX в. большинство мастеров каргопольской игрушки проживало в деревне Печниково. Однако еще до революции этот художественный промысел стал постепенно исчезать. В 30-е гг. одним из немногих мастеров каргопольской игрушки оставался потомственный гончар Иван Васильевич Дружинин и его супруга Екатерина Андреевна Дружинина – ярчайшие индивидуальности и одновременно хранители древней каргопольской традиции, работы которых считаются до сих пор «классическими». В пластике и орнаменте "глиняных баб" Ивана Дружинина сохранилась ощутимая связь с древнейшей традицией земледельческого культа, с образом языческой богини Матери - покровительницы плодородия, защитницы урожая, дома, семьи.

В 50-е годы каргопольскую игрушку лепила и вовсе одна только Ульяна Бабкина. Именно благодаря ей Союз художников РСФСР, наконец, заинтересовался каргопольскими глиняными фигурками. Иван Васильевич Дружинин и Ульяна Ивановна Бабкина были почти ровесниками и жили в одной деревне Гринёво близ Каргополя, которая издавна славилась своей глиняной игрушкой. Иван Васильевич с юных лет начал заниматься игрушкой, а после женитьбы привлек к своему делу и жену, Екатерину Андреевну, которая помогала ему расписывать игрушки. Дружинины работали в старинной технике характерной для рубежа XIX-XX веков. Они использовали так называемую обварную технику (с применением мучной болтушки) или технику грунтовки «известью». Ульяна Ивановна Бабкина поначалу лепила посуду и игрушки вместе с отцом и сестрами, а к концу 1930-х годов так увлеклась игрушкой, что стала делать только её. Любимые цвета Бабкиной – красный, синий, желтый по белому, иногда зеленый и коричневый; черного немного - для внутреннего рисунка.

Основная тема творчества Ульяны Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни. Уже у Бабкиной появляются несвойственные ранее для каргопольской игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки

В большинстве своем это одиночные фигурки, которые лепились из одного куска глины, налепных деталей было немного. Формы предельно упрощены. Именно в лепке лежит секрет выразительности каргопольских игрушек.

Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. Именно Бабкина, Дружинины и потомственные мастера А.П. и К.П. Шевелёвы в 1950-е годы в самом Каргополе и стояли у истоков возрождавшегося каргопольского промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом экспериментального предприятия народно-художественных  промыслов "Беломорские узоры" (г. Архангельск).

Возглавил предприятие потомственный гончар из д. Токарёво Шевелёв Александр Петрович (1910 г. - 1980 г.). Он наладил настоящее гончарное производство, а также изготовление глиняной игрушки. Сохранив традиционные сюжеты, Шевелёв начал разрабатывать новые. В новой игрушке появились усложненность, многофигурность, движение, натурализм, разнообразие цвета, тщательная лепка, заглаженная поверхность. Деревенская тема в игрушке осталась главной. Крестьянки, которых изображают каргопольские мастера, очень деятельны: они несут корзину, нянчат детей, прядут. Мужские фигуры тоже изображены в повседневном труде: здесь и пахарь, и сеятель, и кузнец. Не забыты и праздничные темы: бражники в лодке, возок, всадники, старик с балалайкой, танцующая пара и гармонист… Интересно, что каргопольским мастерам свойственно очеловечивать природу - популярными сюжетами являются козел, танцующий с козой, медведь на коне, баран, играющий на гармони. Специально к шумным ярмаркам делали утушки-свистульки.

 Особенный персонаж каргопольской игрушки – Полкан - мифический герой, получеловек - полуконь. Трудно сказать, связан ли как-то его образ с древнегреческими мифическими кентаврами, или Полкан был «изобретен» местными мастерами — ведь каргопольские мастера не боялись объединить сани с лошадью или слить трех лошадей в одно существо. Считается, что Полкан олицетворяет силу русского богатыря - крестьянина.

Каргопольская игрушка отличается от игрушек любого другого уголка России своей выразительностью, эмоциональностью, самобытностью, а также своеобразными сюжетами. Несмотря на их простоту, игрушки можно разглядывать бесконечно и каждый раз находить что-то новое и интересное. Ведь каждая фигурка является предельно условной, и ее образ точно передается еще до раскрашивания, в процессе лепки. Придать ему удивительную выразительность всего двумя - тремя мазками, углублениями или штрихами может только по-настоящему талантливый мастер. Расписывались игрушки известью, сажей, растительными красками после обжига в печи. Отличительной чертой каргопольской игрушки было украшение стилизованным северным орнаментом. Поэтому сохранившаяся в течение столетий традиция создания каргопольской игрушки привлекает значительное внимание не только специалистов, но и простых людей.