8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Природа не наделила каргопольские недра ни редкими минералами, ни ценными рудами, главным богатством для крестьян была ЗЕМЛЯ, и возделывали они ее с любовью. Земледелие главное занятие жителей края, который в XIX веке имел славу хлебной житницы Севера. Наверное, поэтому Каргополь всегда славился своим гостеприимством и хлебосольством. Ни один праздник на Каргополье не обходился без угощения, без праздничного стола. К каждому празднику готовились особые блюда, пекли особые пироги. В будние дни жили северяне скромно. Но в праздник каждая хозяйка считала своим долгом «расстараться» - наготовить всевозможных кушаний, чтобы всем гостям хватило, и напечь горы пирогов. Каргопольский краевед Николай Федорович Аннин в своей книге «Никитина Планида» писал: « Каргополы – хлебосолы дают богатые пиры – Гостьбы. …гостьба по-свойски, по соседски, но прибасившись, переодевшись»

Хлеб на Каргополье пекли в основном из ржаной муки, так как пшеничная была доступна не всем, и покупали её преимущественно для праздничной стряпни. Также к ржаной муке добавляли ячменную. Хлеб из ржаной муки называли мякушкой, из житной-житником, из овсяной – овсяником. Ситник – белый хлеб на дрожжах. Такой хлеб пекли по большим праздникам, например, на свадьбу. « Пекли его из крупчатки (крупнее манки), другой муки не добавляли. Хлеб получался белый, вкусный».  Бывал хлеб и из гороховой муки – гороховик. Гороховик готовили так: «вечером растворят на воде и гороховой муке, утром добавят простоквашу. Гороховую муку и соль. А другой хлеб был весь на ржаном растворе. Овсяный хлеб вечером растворяли на ржаной муке, а утром замешивали овсяной. В зависимости от формы и размера хлеба различали – «култыш» и «шарабан», «ковригу» и «буханку».  Выпечка хлеба – сложный и торжественный обряд. Пекли хлеб один или два раза в неделю.

Традиционная выпечка очень разнообразна, появился на Каргополье и свой местный «Хлебный календарь». Почему «Хлебный календарь»? Жизнь крестьян неразрывно связана с древним земледельческим календарем «Месяцесловом», который каргопольские мастерицы вышивали на женских передниках и сарафанах из красного кумача. Элементы вышитого календаря – месяцы отражали солнечные праздники, дни, когда сеяли хлеб, гадали о будущем урожае, фазы развития посевов и уборки урожая. И выпечка к каждому празднику была особая. Зимой с 25 декабря по 7 января пекли «калитки», «колядки», «гадальные булочки», «сочни», « бабьи каши». Весной на масленицу блины: гречневые, дрожжевые, пшенные, скородумки; оладьи, «глупыши», «шпани», шаньги, блинчатый пирог… Не перечислить всех видов пирогов которые выпекали каргополки.  Сегодня эта традиция утрачена, пожалуй только на Пасху да Масленицу хозяйки считают своим долгом приготовить традиционную для таких праздников выпечку.

И представить себе трудно насколько богата и разнообразна местная кухня, какой мощный пласт традиционной культуры остается неизученным. Вот уже который год в рамках праздника народных мастеров России проходит конкурс «Каргопольские разносолы», задачей которого стало возрождение каргопольского хлебосольства и утраченных рецептов местной кухни.