8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«Краски берем у неба, у травы, у воды…»

Н.А. Крехалева

 

Долгий спор между странами – где же зародилось лоскутное шитье – не приведет кого-то к первоисточнику. Лоскутное шитьё появилось там, где появились ткани. Каждая страна шла своим путем в лоскутном шитье. У многих народов - в Египте, Риме, Китае, странах Азии - этот обычай носил обрядовый характер и символизировал идею бессмертия, связь с космическими силами.

 В России первые ситцы были завезены из Англии в середине XIX века. Первые промышленные ткани были дорогими, ценился каждый обрезок и остаток, ничего не выбрасывалось. Именно это время можно считать зарождением лоскутного творчества в России.


Первыми лоскутными работами – были геометрические узоры: сшивались полосочка к полосочке, квадратик к квадратику, треугольник к треугольнику. Аппликация, как вид лоскутного творчества, появилась значительно позже, потому что из-за дороговизны неуместным было накладывать ткань на ткань, что обязательно делается при аппликации.

Ни один район Русского Севера не сохранил в таком разнообразии традиционную культуру изготовления лоскутных изделий, как Каргопольский. Не только бедность русской деревни - причина развития лоскутной традиции, в ней - момент магии и художества. Сама технология собирания лоскутной структуры - из мелких первоэлементов: уголков, полосок, квадратов - символизирует собой акт творения, создания картины мира. Бросовый материал "не умирал", а обретал новую жизнь, получал второе рождение. Обрамлялась композиция красными краями, что также служило оберегом. Не случайно лоскутные изделия – эти «магически пелены» - украшали (охраняли) важнейшие сакральные зоны в доме – кровать, у кровати, у порога. Применялись лоскутные изделия и в храмовой, церковной культуре – лоскутные молельные коврики, покрова.


Изготовление лоскутного одеяла связано со свадебным обрядом. Оно входило в приданное, символизируя собой будущую счастливую жизнь. Одеяльце шили и дарили на рождение ребенка, укрывали им ребенка «от сглаза».

На Каргополье широко использовалась техника «ляпачиха» для создания предметов домашнего обихода: покрывал, половиков, накидок и свадебных одеял. Слово «Ляпак» пошло от бабушек, так они называли маленький кусочек ткани. А затканные или шитые кусочки создавали «ляпачиху». Традиция пошла еще с языческих времен. И части имели значение и символику. Основа - земля, а ляпаки-это растительность. Всё вместе - плодородие. Поэтому на Каргополье было принято, что «ляпачиха» являлась частью приданного любой невесты. Характерной особенностью «ляпачихи» является так называемая «ворсистость» поверхности. Это чисто внешний признак. Достигнуть этого эффекта возможно тремя путями. Один путь, когда «ляпачок» (лоскуток) пришивается на поверхность готовой ткани. Второй - пестрыми маленькими лоскутками – «ляпаками», ярким пушистым ковром ткалось традиционное свадебное одеяло. Ткала такое одеяло невеста - себе для приданного. Коврик в технике «Ляпачиха» согревал молодоженов в свадебных санях, украшал их семейный дом, и служил оберегом. Третий - вязание «ляпачихи».


Умение из лоскутков собирать узор свидетельствовало и о художественном вкусе девушки, о ее мастерстве. Шитьё, как и ткачество, было соревнованием мастериц. Разнообразие фактур, цвета, ритмических построений позволяли бесконечно варьировать композиции, находить новые художественные решения. Почерки старых каргопольских мастериц нельзя спутать, каждая из них выработала свой узнаваемый "стиль". В наши дни, благодаря сохранившейся в народе традиции, лоскутное шитьё стало одним из видов народного искусства, к нему обращаются и профессиональные художники.

До сих пор украшают избы тканые половики и настенные коврики, выполненные в домашних условиях. По-прежнему любят бабушки застилать постель стеганным лоскутным одеялом, а у порога или на табуретке можно увидеть кругляш - коврик, связанный крючком из разноцветных лоскутных полос. Эта прекрасная лептиховая мозаика радует глаз и согревает воспоминаниями душу хозяйки, удивляет и восхищает, передает тепло северного гостеприимства заезжему гостю.

В Каргополе 1991 г. был открыт филиал областной Детской школы народных ремёсел. В 2000г филиал был расширен, прибавились мастерские по ткачеству и лоскутному шитью. С 2001 года филиал областной ДШНР работает на базе центра ремёсел «Берегиня», где всегда рады обучить девочек лоскутному шитью и ткацкому ремеслу.