8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Набойкой называют ткань с набитым вручную узором или сам узором. Формами для крестьянской ручной набойки служат резные деревянные доски.

Она пришла к нам с Востока и была распространена на Руси повсеместно. Занимались ее целыми семьями и артелями. Она использовалась при шитье церковного облачения, шатров и знамен для полков. Из нее делали занавесы, полавочники, настильники, обклеивали ее сундуки и делали переплеты для книг. Шили телогрейки, кафтаны, сарафаны, порты и рубахи. 

Кубовая набойка, как развитый крестьянский промысел, существовала на Каргополье, как и во всей России, сравнительно недолго: в течение XIX века и до 1930-х годов. Красильные заведения существовали во многих селах Каргополья. Крестьянский набойный промысел считался выгодным, так как здесь носили синюю будничную одежду, а кубовая набойка была прочная и не маркая. Кроме того в этих краях с XVII селились старообрядцы, придерживавшиеся старинных форм одежды. В приданом каргопольской невесты было до десяти будничных набивных сарафанов.

«По сведениям статистического бюро Олонецкого губернского земства в конце XIX – начале XXвека, это промысел был наиболее развит в Каргопольском и Повенецком уездах. Там было 57 заведений красильщиков. Из них в Каргопольском уезде было двадцать три мастерских на пятьдесят красильных кубов и записана 261 набойная доска. Эти цифры дают лишь приблизительное представление о масштабах развития синильно - набоечного промысла в Каргополье. В самом Каргополе на рубеже веков и в - первые десятилетия XX века существовали красильни Малькова, Зубова и Блохина. Только у одного С. Д. Блохина, работавшего с 1870 по 1910 годы, было 120 набойных досок. В его красильном заведении, кроме членов семьи, постоянно работали двое - трое наемных рабочих. Были рабочие и у других каргопольских красильщиков. Немалый доход позволял им не заниматься сельскохозяйственным трудом и вкладывать капиталы в другие предприятия – доходные дома, пекарни и тому подобное. В крупных красильных мастерских Каргополя было специальное оборудование с большими чанами для куба – раствора краски. Ёмкости для краски в России стали называть кубами, а изготовленную набойку кубовой.

Набойные доски покупали на крупных ярмарках. Красильники из крупных мастерских ездили по деревням  и собирали холсты для окраски и набойки. Образцы рисунков, иногда их количество доходило до полусотни были набиты на одном куске ткани и назывался этот кусок "заказник". По нему заказчик выбирал нужный узор, к материалу прикреплялась специальная палочка, а зарубками на ней указывалось количество аршин нуждающихся в покраске. Вторая половина палочки отдавалась заказчику.  2-х цветная набойка стоила 3 копейки за аршин, 3-х цветные - 4 копейки. Старые доски делались из твердых пород дерева, в основном береза. Современные из бука и вяза. У каждой доски было свое предназначение. Либо это была ткань на порты, либо сарафаны, рубашки, скатерти. Самая большая группа орнаментных досок предназначалась для сарафанов. Наносились на ткани в основном растительные орнаменты. Для получения троекрасочного узора на покрашенный холст с узором наносился желто красный орнамент, это придавало ткани праздничную нарядность. Набивали не только с помощью больших досок, но и маленьких штампов. Крашением ткани занимались красильщики, в основном это были деревенские красильщики. Женщины в основном сшивали холсты, принимали заказы, а мужчины красили.

Чаще всего узор набивали вапой, так в России повсеместно называли резервирующий состав. На Каргополье, по некоторым сведениям, это была особая «андомская глина», которую привозили из села Андома Вытегорского уезда. После крашения её смывали раствором купоросного масла с водой. Местная специфика окрашивания ткани, личные секреты мастеров и ассортимент узорных досок составляли своеобразие кубовых набоек.  Весь процесс крашения проходил холодным способом, затем ткань полоскали в проточной воде, вапа вымывалась и на ткани получался белый узор на белом фоне. Этот процесс в народе назывался "прочистить глазки". 

Почти исчезнувшая в России кубовая набойка ожила на изделиях каргопольской мастерицы Елены Диковой – ученицы Г. А. Федоровой из г. Владимира. Она делает кукол и одевает их в причудливые наряды из ткани, на которую сама делает кубовую набойку. Ее произведениями могут похвастаться частные коллекционеры из Германии, США, Швеции и Норвегии. Именно синий фон, уверена мастерица, лучше всего отражает светлый набивной рисунок. Елена Ивановна использует современные красители, но вся технология, как 100 лет назад. А набить рисунок как в старину, считает художница, почти что прожить историю заново.

Фото из архивов Е. И. Диковой.