8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Набойкой называют ткань с набитым вручную узором или сам узором. Формами для крестьянской ручной набойки служат резные деревянные доски.

Кубовая набойка, как развитый крестьянский промысел, существовала на Каргополье, как и во всей России, сравнительно недолго: в течение XIX века и до 1930-х годов. В XX веке красильно-набивной промысел на Каргополье сохранял старые формы организации, выражавшиеся в тесной связи с ручным производством льняного холста и в устойчивости сложившихся приемов набойки. После объединения крестьянских хозяйств и национализации промышленности он прекратил свое существование.


Красильные заведения существовали во многих селах Каргополья. Крестьянский набойный промысел считался выгодным, так как здесь носили синюю будничную одежду, а кубовая набойка была прочная и немаркая. Кроме того в этих краях с XVII селились старообрядцы, придерживавшиеся старинных форм одежды. В приданом каргопольской невесты было до десяти будничных набивных сарафанов.


Холст приготовленный для набивки, пропитывали раствором столярного клея и сушили на жердях. Чаще всего узор набивали вапой, так в России повсеместно называли резервирующий состав. В Каргополье, по некоторым сведениям, это была особая «андомская глина», которую привозили из села Андома Вытегорского уезда. После крашения её смывали раствором купоросного масла с водой. Местная специфика окрашивания ткани, личные секреты мастеров и ассортимент узорных досок составляли своеобразие кубовых набоек. Чтобы получить голубой рисунок на синем фоне, холст перед набивкой узора окрашивали в старом растворе индиго, а затем уже набивали узор. Каргопольские набойщики использовали и красно-коричневые масляные краски, которые наносили штампами разных форм поверх уже полученного узора, или дополняли кубовую набойку яркими горошинами в определённом ритме. Набойки орнаментированные одной и той же доской, могли быть строгими и почти монохромными или с яркими горошинами, праздничными и красочными. Мастера Олонецкой губернии соединяли белый и желтый цвет орнамента с красными или оранжевыми горохами. И самый простой узор обретал цветовую гамму, напоминавшую ситец.

«По сведениям статистического бюро Олонецкого губернского земства в конце XIX – начале XXвека, это промысел был наиболее развит в Каргопольском и Повенецком уездах. Там было 57 заведений красильщиков. Из них в Каргопольском уезде было двадцать три мастерских на пятьдесят красильных кубов и записана 261 набойная доска. Эти цифры дают лишь приблизительное представление о масштабах развития синильно-набоечного промысла в Каргополье. В самом Каргополе на рубеже веков и в-первые десятилетия XX века существовали мастерские Малькова, Зубова и Блохина. Только у одного С. Д. Блохина, работавшего с 1870 по 1910 годы, было 120 набойных досок. В его красильном заведении, кроме членов семьи, постоянно работали двое - трое наемных рабочих. Были рабочие и у других каргопольских красильщиков. Немалый доход позволял им не заниматься сельскохозяйственным трудом и вкладывать капиталы в другие предприятия – доходные дома, пекарни и тому подобное. В крупных красильных мастерских Каргополя было специальное оборудование с большими чанами для куба – раствора краски. Ёмкости для краски в России стали называть кубами, а изготовленную набойку кубовой.

Почти исчезнувшая в России кубовая набойка ожила на изделиях каргопольской мастерицы Елены Диковой – ученицы Г. А. Федоровой из г. Владимира. Она делает кукол и одевает их в причудливые наряды из ткани, на которую сама делает кубовую набойку. Ее произведениями могут похвастаться частные коллекционеры из Германии, США, Швеции и Норвегии. Именно синий фон, уверена мастерица, лучше всего отражает светлый набивной рисунок. Ремесло набивного рисунка было утрачено в 30-е годы прошлого века.Елена Ивановна использует современные красители, но вся технология, как 100 лет назад. А набить рисунок как в старину, считает художница, почти что прожить историю заново.