8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Долгими зимними вечерами женщины прядут пряжу, девушки готовят приданное, ткут и шьют наряды…Мужчины мастерят прялку и веретено, лубяной короб под приданное….

Человечество научилось прясть волокнистые растения уже в неолите. Рыболовы каменного века ловили рыбу сетями, сделанными из нитей. Для их изготовления служили волокна различных трав.

Прялка и веретено с древнейших времен стали необходимейшими орудиями труда и известны у многих народов. В древней мифологии известны богини судьбы, прядущие нить жизни - греческие Мойры и римские Парки. У славян это Среча (добрая) и Несреча (злая) - богини, прядущие нить человеческой судьбы. Они же связывались со многими магическими обрядами и обычаями вокруг женских ремесел. Прялка, или как ее еще называют на севере, прясло, явление само по себе прелюбопытное. Сколько человеческих желаний, сколько страстей умещается на ее, в общем – то, небольшой по размеру чельной доске. Здесь древние магические знаки плодородия и добра, призванные охранять владельца прялки от несчастий, сделать так, чтобы не переводилась в доме пряжа и была бы она крепкой – «доброй».

Прялки имели особое значение в народном быту: орудие женского труда в прядении нитей было также и обрядовым участником девичьих посиделок, и свадебным подарком отца дочери в новую семейную жизнь.

Любая прялка состоит из трех частей: лопастки, к которой привязывалась кудель, ножки и донца, куда пряха садилась для работы.


Почти в каждой местности прялки обладали особенностями форм и декора, помещавшегося главным образом на лопастках и ножках. Только в деревнях близ Городца Нижегородской губернии украшали не лопасть и ножку, а донце прялки. По окончании работы, пряха вставала с донца и вешала его на стену избы как картину. В первой половине XIX века донца украшали виртуозно выполненной скобчатой резьбой с инкрустацией мореным дубом. С 1870-х годов резьбу сменила роспись. Сюжеты Городецкой резьбы, а затем и росписи представляли собой композиции гуляний дам и кавалеров, застолий, свадебных выездов, охоты.

Прялка в каргопольской избе - одно из самых древних орудий женского труда. Ее резное убранство составлено из трехгранно - выемчатых углублений: в центре загорается полуденное солнце, а от него светят по всему «белу свету» треугольнички - лучики. На более вычурных поверху идут лесенкой узорные маковки – «теремки», внизу, по бокам доски - лопаски свисают «сережки» - так изображал мастер круговой бег Солнца вокруг Матери - Земли, бывшей, по народным представлениям, центром мира.

Прядение нити жизни - вращение веретена - символизировало преодоление смерти - Зимы. Осенние и зимние игрища и вечёрки обязательным элементом включали коллективную работу девушек за пряжей и дарение веретен парнями выбранной по сердцу девушке.

С октября месяца и до конца зимы, до широкой масленицы, собирались деревенские девушки на беседу, вместе пряли лен, пели песни, веселились. Прялки брали с собой самые нарядные, так как были они предметом гордости каждой из девушек, по улице несли узором напоказ, чтобы все видели их красу.