8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мастера - корзинщики замечали гибкость сосновой дранки - щепы, ажурную красоту тонких слоев ее древесины. Эти свойства дерева положены в основу изготовления щепной птицы. Неторопливо расщепляет мастер податливую сосновую чурочку, осторожно, чтобы "не извести материал", старается попасть ножом между слоями древесины, потом постепенно одну за другой раздвигает щепу и закладывает, "заплетает" друг за друга вырезанными в виде лемеха краями. Расщепленная таким же образом, только с обоих концов, вторая чурочка станет крыльями. В красном переднем углу над столом, где собиралась большая семья для праздничных торжеств, парила на тонкой нити сказочная хранительница дома.

Существовала раньше легенда о синей птице: кто ее увидит, найдет свое счастье. Стали делать птицы из дерева и вешать их под потолок, как солнышко в избе. Совершенно белые, когда только что сделаны, они приобретают со временем цвет спелой пшеницы, и четко проявляется структура дерева на их полированном брюшке.

Каргопольский мастер родом из деревни Малая Шалга Александр Иванович Петухов рассказывал легенду о происхождении птицы:

«Однажды в деревне заболел ребенок, с каждым днем ему становилось все хуже. Отец, сидя у постели мальчика, плел корзину из сосновой дранки, но вот руки его сами начали мастерить диковинную птицу. Повесил он её над кроватью сына, кружится она… А мальчику кажется, что это само солнце, что пришла весна. С того дня сын и на поправку пошел! Приходили соседи, спрашивали, что за птица поселилась в их доме. Всем рассказывал отец об исцелении сына. С тех пор мастеру и заказывают чудесную птицу - солнце».

Кажется, мастер не вырезывает птицу, а высвобождает ее из-под слоя коры и стружек. На глазах распускает она свой пышный хвост, тонкое волнистое оперенье крыльев. И у каждой - свое имя: «Птица - Солнце», «Добрая», «Птица - Весна». Изделий из дерева и бересты изготовляли на Каргополье великое множество. Из узких берестяных полос плели солоницы, корзины – «бураки» и «забеньки», заплечные кошели, наподобие рюкзаков, сапоги и даже куртки. Для хлеба делали блюда-плетенки и украшали их росписью: точками, разноцветными квадратами, цветками. Из сосновой дранки мастерили корзины, лукошки[12]. Из бересты шили еще и туеса, в них хранили молоко, сметану, квас, и служили они часто до четверти века. Занимались этой работой исключительно мужчины.

«Петуховские» щепные и сделанные из цельного дерева птицы-скульптуры экспонировались в 70-80-е годы на многих художественных выставках не только у нас в стране, но и за рубежом. Работы мастера и его учеников - сыновей Валерия, Ярослава, Игоря – в 1972 году были показаны в Париже на выставке «Русское дерево с древних времен до наших дней».

Учеником Петухова считал себя и Народный мастер России Юрий Иванович Ягремцев (1936-2004). Он передал свое искусство каргопольским мастерам: А.В. Крехалеву (Центр ремесел "Берегиня"), П.Ф. Тарасову и Г.М. Первышину - преподавателям педагогического училища Каргополя. Так нить традиции продолжается в поколениях мастеров. "Птицу счастья" сегодня дарят на свадьбы и новоселья как покровительницу всех живущих в доме.