8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Происхождение формы и рисунка резьбы уходят корнями в древнюю историю нашей страны, во времена языческой Руси. Уже тогда, и снаружи, и внутри домов была резьба по дереву. Трудно сказать, в какой степени она носила декоративный характер, так как чуть ли не каждый элемент этой резьбы был и заклинанием от злых духов и бед, и способствовал благополучию, плодородию, удаче. По истечению столетий значение этих символов забывалось, но их форма, которая наиболее удачно соответствовала декоративному украшению и легко выполнялась в резьбе, сохранилась до наших дней.


Предыстория северной резьбы по дереву восходит к эпохе неолита и бронзы, к традиции угро-финских культур (I тысячелетия до н. э.), к наследию древних славянских племен, постепенно заселявших север Восточной Европы. Особенно ценный материал получен в Новгороде с его богатейшими археологическими находками. Отдельные резные предметы найдены и в других местах северо-западной Руси, например в Старой Ладоге. По этим материалам видно, что уже в X-XIII веках сложились основные типы и формы изделий, способы и приемы резьбы, многие из которых сохранились до XVIII-XIX веков. Деревянные игрушки в виде коней, шаров и палок для игры, мячей, луков и дудок, найденные в Новгороде и Старой Ладоге, сходны с примитивными игрушками у северных крестьян. При раскопках найдено множество образцов деревянных сосудов в виде черпаков или чашек, подобных той посуде, которая до настоящего времени встречается в северных деревнях. 

Наиболее полно раскрывалось мастерство резчиков в украшении прялок. Искусство изготовления прялок изначально было связано с мастерством строителей, плотников и столяров «древоделов», как говорили на Руси. Этот древнейший станок для прядения кудели вырубался из высокого пня ели, сосны, березы с отходящим от него корнем. Из пня можно было вырубить две прялки. Прялки часто делались на Каргополье только для своей семьи и соседей, но отдельные мастера работали и на продажу. 

 

По реке Онеге и её притоку Волошке в пределах Каргопольского уезда распространены прялки - лопаты или «копылы», как их ещё называли. Они имеют лопасть доски в виде прямоугольной формы гармоничных пропорций, переходящую в ножку - стояк. Очертания ножек имеют свободную фигурную, строго не фиксированную форму. Верхний прямой срез лопасти могли украшать «городки» в виде ряда кружков или усеченных треугольников, обращенных основаниями вверх. Нижний край лопасти по сторонам ножки могли украшать «сережки» тех же вариаций формы, или это кружки, или ряды усеченных треугольничков. Главенствующий мотив - круг с вписанной в него лучевой или шестилепестной  розеткой. Он мог располагаться в центре лопасти или ниже, мог повторяться в узоре ножки в месте её перехода  от лопасти, в круглых городках и свесах сережек.

В конце XIX– начале XXвека среди глубоко традиционных орнаментов появляются мотивы окон современного городского типа. Орнаментация каргопольских прялок, играющая узорочьем и светотенью, завораживает своей неповторимой красотой при этом не разрушает общий архитектурно - выразительный образ прялки.

В собрании народного искусства  Каргополья среди деревянных изделий главенствуют прялки. Многие из них можно считать шедеврами их создателей каргопольских крестьян. Помимо прялок каргопольские мастера украшали свои дома наличниками, причелинами, подзорами, пилястрами. В каждом узоре и декоре есть свой смысл. В давние времена в организации композиционной структуры традиционного жилища, в формировании и целостности архитектурного облика крестьянского дома использовались самые разнообразные средства художественной выразительности – и лаконичная декоративная скульптура, и различные виды резьбы, и живописные фрагменты.

Декоративное убранство дома строилось в полном соответствии с выбранным конструктивным решением и общим объемно - планировочным замыслом. Народные зодчие во всех своих постройках, и прежде всего в жилых домах, удивительно тонко учитывали предугаданные ими и проверенные многовековой практикой закономерности визуального восприятия и особенности человеческого зрения. Дом, украшенный резными наличниками, с ветровыми досками, причелинами представлял собой красивейшую архитектуру, в которой был заложен смысл человеческого бытия.