8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки - язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера. В XIX веке, а часто еще и в первые десятилетия XX века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками).

Мотивы этой росписи - разнообразные цветы. Расписывали голбец (крытая отгородка рядом с печкой, с дверью на лестницу в нижнюю клеть), подпечек со створками (куда прятали ухваты), залавошник для посуды, судницу в несколько створок (которая шла от печки вдоль боковой стены), воронец (балка для полатей), полку для икон в красном углу, входную дверь. В центре яркой, веселой, расписной избы, тоже украшенная росписью, висела люлька. Дополняли весь этот комплекс росписи стен и мебели расписные сундуки. Зимой у входа на специальном выступе лавки вешали хомут, деревянные части которого тоже покрывала роспись; на лавке, освещенная светом из окна, красовалась прялка; на полках над окнами стояла деревянная посуда с росписью; зимой катались на расписных санях.

Когда-то Каргополье, как и весь Олонецкий край, славилось своей неповторимой росписью по дереву. Наличники на окнах, двери, шкафы, сундуки, прялки под умелой рукой художника становились праздничными и радовали глаз яркими цветами.


Среди многообразия крестьянских росписей Олонецкая занимает особое место. Она получила своё название по месту распространения в Олонецкой губернии, куда в конце XVIII – начале XX веков входит Каргопольский уезд и территория Кенозера. По стилю Олонецкая роспись относится к типу свободной кистевой росписи.

Ареал свободно - кистевых росписей протянулся с востока на запад широкой полосой, от Костромского Поволжья до Северо-Западной Карелии; на севере он охватывает бассейн верховьев Северной Двины, на западе – часть бывшей Новгородской, Петербургской и Псковской губерний. На востоке этот тип росписей был распространён в Вятской и Перьмской губерниях.

Все свободно – кистевые росписи, помимо общей техники, объединяет практически единственный мотив – различные варианты цветов, наносившихся масляными красками по масляному фону.

Северные кистевые росписи хронологически относятся к XVIII – началу XX веков. Однако характерные черты декоративного искусства этого времени уживаются в них со значительно более древними мотивами и художественными приемами. Так, например, изображение цветущего дерева встречается еще на бронзовых медалях, относящимся к X веку.

Мотивы Олонецкой росписи связаны с миром природы - это деревья, вазоны, цветы, чаще красные розы и сказочные тюльпаны. В них выражалась любовь человека к природе и способность радоваться её красоте. О лете и солнце напоминали мотивы цветущих деревьев и вазонов, птиц и львов. Мотивы - символы были многозначны и ёмки по содержанию. Их толкование иногда менялось в зависимости от вещи, на которой их помещали или соседство с другими мотивами. Так, например, две птицы на прялке являлись символом счастливой супружеской пары, а птица с птенцами на спине служили символом плодородия. Техника живописной Олонецкой росписи отличается простотой. Ведущая роль отводится цветному фону, чаще всего красно-коричневому или зелёному, реже голубому и жёлтому, который позволяет достигнуть особой звучности росписи при небольшой яркости отдельных красок. В связи с тем, что в Олонецкой росписи фон всегда цветной, мастера работали крупными сочными мазками с применением только белильных «оживок».

Значительное влияние на крестьянские росписи Каргополья оказали выговские живописцы. В середине прошлого столетия, после закрытия скита, ходили они по деревням в одиночку и по нескольку человек, нанимаясь писать иконы, украшать росписями снаружи и внутри избы. Были и свои деревенские живописцы. На ставнях изб наводили большое «солнышко», кругами и вазонами расписывали тесовые подшивки, что закрывают выступающие слеги кровли. Обстановка в домах простая: в почетном «красном углу» стоял стол с точеными ножками, над ним - расписная божница. У дальней от окон стены - большая беленая печь, сбоку от нее - разрисованный букетиками длинный филенчатый шкаф, разгораживающий избу. Размашистой кистевой росписью с широкими звонкими мазками украшены буфет и сундук. Они и по сей день являются лучшим убранством дома и гордостью их владельцев. За печью во многих избах и поныне висят красномедные рукомойники с плоским донцем, сделанные руками городских и деревенских ремесленников.