8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Шитье деревянных лодок - отрасль традиционного крестьянского судостроения. Еще в середине XX века она была широко развита в водном краю Каргополья. Каждый хороший хозяин по отработанной веками системе мог сделать лодку для своих нужд. В Хотеново особо ценились лодки Ивана Сумкина и Кузьмы Лодехина из д. Анфимово, Тимофея Доморощенова из д. Давыдово. До 50-х годов XX века мастера "шили" лодки по заказам местного населения.


С давних времен рыбаки обычно сами делали себе снасти и деревянную лодку. Те, кто не владел этим ремеслом, обращался к умельцам, которые обязательно были и в самом Каргополе, и в близлежащих деревнях. Теперь, с появлением современных моторных лодок, мастера отошли на второй план. И, тем не менее, всегда находятся желающие заказать у мастера настоящую деревянную лодку, чтобы почувствовать всю прелесть традиционной русской рыбалки. Живет такой умелец в Каргополе и сейчас, зовут его Петром Ивановичем Пономаревым. Живет он в гостеприимном доме у реки, где и по сей день делает не только деревянные лодки, но и сани, и сувенирные лодки (это точная копия настоящей лодки, уменьшенная в 10 раз), и ложки. Петр Иванович последний из старейших знатоков этого дела. Много лодок «каргополок» вышло из его рук.


«Это ремесло у нас по традиции. Отец и дед у меня этим занимались. Тогда мастеров много было – это теперь-то молодежи не надо такой лодки. За ней надо ухаживать, как за невестой! Сейчас эти лодки требуют рыбаки, которые еще неводом ловят, да мастеров таких уже нету. Раньше-то лодку делали из сосны, а теперь – из ёлки. Но в старину и сосну выбирали такую – метров 9 высотой. Когда эту сосну топором рубишь, так от неё даже щепа не отлетает, такая она плотная. А теперь материалы не подбирают – какие привезут, из таких и делаем.

Чтобы лодка долго служила – ухаживать за ней надо. На свои лодки я на семь лет гарантию даю, если правильно ухаживать. А так они служат и по 10-12 лет. Главное - лодку обязательно надо вытащить осенью на берег и опрокинуть вверх дном. В марте начинает солнце жарить и доски-то «драть» – появляются трещины, потому надо своевременно лодку закрыть. Не закрыл – все, ставь заплаты. Лодку надо красить ежегодно. Раньше их смолили. Кипятишь смолу на костре и потом этой горячей массой покрываешь поверхность лодки специальной мазилкой (кисточкой из тряпок на длинной ручке), и смола впитывается в дерево. А от современной краски лодка больше преет и гниет. Летом лодка на земле не должна лежать – надо, чтоб на воде находилась.

А вот инструменты я использую те же, что и в старину: топор, ножовку, молоток, клещи, чтобы доски прижимать. Отец делал лодки уже на гвоздях – их ковали в кузнице, железо сами плавили. А во времена моего деда гвоздей не было – тогда шили вицами, потому и говорится «шить лодки». Технология проста: вот елочки растут, и от них длинные корни идут, а того лучше - вереск: он сам невысокий, а корни у него крепкие, как веревки. Их и называли вицами. Вицы распаривали, чтоб мягкие были, затем делали в лодке отверстие, корнем прошивали и вручную затягивали.


Называют теперь нашу лодку «Каргополка  Сегодня это ремесло популярностью не пользуется.

«За такой лодкой уход большой нужен. Смолить, кропать, следить за тем, чтобы дерево не рвало солнцем и ветром, - с любовью рассказывает о своем детище Петр Иванович. – Вам же, молодым, сейчас этого не надо, бросили металлическую лодку на воду и поехали рыбачить, никакой уход не нужен…»

Отметим, без таланта и желания лодку не построить, поэтому такие люди, как П.И.Пономарев – золотой фонд деревни. Жаль, что у них нет последователей, которым можно было бы передать секреты профессионального мастерства. Вот и П.И. Пономарев сейчас шьет лодки один.