8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

«Что хочешь, вытку – зори на озере Лаче, радугу, осень – как задумаю…»

П. Т. Семянникова


На Русском Севере вплоть до середины XX века не было крестьянской избы, где не стоял бы ткацкий станок - крОсна. Все женское население семьи умело прясть и ткать полотно - простейший вид ткани. Оно служило основой для более сложных рукоделий - узорного ткачества, набойки, вышивки. Девушки ткали в приданое полотенца и пестрядь, все необходимое для жилья и одежды. Для тканья служили льняная, конопляная, шерстяная пряжа, позднее - хлопчатобумажные нити. Лён сотни лет одевал русскую деревню. Считалось, что одежда, скатерти, полотенца из льна имели для человека очистительные свойства. Обрядовые праздничные пояса и полотенца особенно берегли. Они передавались от матери к дочери и служили не одному поколению. В некоторых семьях они сохраняются и в наши дни. Занимались ткачеством в каждом доме. Летом лён выращивали, шерсть овечью начёсывали, а долгими зимними вечерами ткали на станках коврики, рубахи, полотенца, сарафаны. Самое сложное в технике ткачества – это заправка станка нитками основы. Иногда уходит до двух суток, чтоб заправить станок, каждая ниточка заправляется вручную, а количество таких нитей зависит от изделия, которое задумал мастер. Их может быть и 300, и 500, а то и более.

На Севере были особенно распространены пестрядь, ремизное и бранное ткачество. Пестрядь - простое переплетение цветных нитей, образующих небольшие клетки и полосы. Из пестряди шили рубахи, сарафаны, делали передники, скатерти, покрывала. Ремизные ткани создавали с помощью дополнительных приспособлений на ткацком стане, которые позволяли сочетать гладкую и рельефную фактору, усложнять структуру орнамента. Ремизная техника применялась главным образом в тканье скатертей и полотенец. Но более сложные и оригинальные орнаменты выполнялись бранной техникой, дающей узор, как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Бранину применяли для украшения многих предметов одежды и домашнего обихода. Сама техника обусловила геометрический характер тканых орнаментов. В них обычны мотивы ромбов, квадратов, полос, зигзагов, угольников и других простейших фигур. Но господствует среди них мотив ромба. Поставленный на сторону или углом, с одинаковыми отростами или мелкими ромбиками по углам, крупный или миниатюрный, целиком или поделенный на части, в сложных узорных композициях или главенствующий на конце полотенца, ромб входит в бесчисленное множество орнаментов, но никогда не бывает одинаковым.

По зиме и весной, пока не сошел снег с полей, подолгу просиживали каргополки за ткацким станом. На сарафаны - «пестрядинники» и мужские рубахи - «пеструхи» ткали они двух трехцветную холщовую клетчатую пестрядь. Простую холстину - на будничную одежду и постельное белье, узорчатую с рельефным рисунком - на нарядные полотенца. В бесхитростной красоте этих серебристо-белых тканей проявляется все очарование северного льна с его богатой игрой светотени в рисунке. Для праздничных скатертей-столешников ткали нарядное жарко-красное узорочье строгого выпуклого рисунка, привольно раскинувшееся по льняному серебру. Особое распространение получила в крае техника браного ткачества. На концах полотенец, подолах рубах, «браньем» можно исполнить даже самое замысловатое узорочье: стилизованные изображения женщин, оленей, птиц. Но больше всего здесь фигур геометрических, богатых и разнообразных по рисунку. По бликующей серебром холстине рдеет браный орнамент, в основе которого - кресты и ромбы, - символы огня и солнца. Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор покрывает ее косой сеткой и по отношению к их мерному ритму создает впечатление движения. В сельском доме поныне не найти достойной замены простым домотканым половикам. Застилают ими не только жилую часть дома, но и просторные сени, - заказы у ткачих не переводятся. Одни мастерицы любят тона нежные, другие - строгие и напряженные. Цветовой строй незамысловатого рукоделия словно рассказывает о долгих северных снегах, морозных восходах и закатах, о светлой глади рек и нежной зелени лесов.

Для утка в половиках - дорожках используются полоски цветной ткани. Фактура половиков объемная, шероховатая. Поэтому они предназначены для украшения и утепления полов в доме. Эта традиция сохраняется и в наши дни на Каргополье не только в деревнях, но и в городе. Половик - дорожка приглашает войти в дом. Творческие идеи одаренных мастериц подхватываются и перерабатываются другими мастерами. «Каргопольская школа» ткачества половиков отличается особой декоративностью, сложной цветовой гаммой, навеянной впечатлениями от окружающей природы. Долгие годы служит такой половик - дорожка своим хозяевам, только краски со временем чуть блекнут. Расцветка таких дорожек разная - от темных до светлых тонов. Нина Александровна Крехалева - каргопольская ткачиха-радужница. Дорожки ее тканые - словно радуга, с неба спустившаяся. С детства смотрела Нина, как трудились над своими узорами монахини - кудесницы из женского Успенского монастыря, чисто шившие золотом и шелком, перенимала у них секреты. Цвет на половиках Нины Александровны переливается волнами, играет тончайшими нюансами. «Чувство цвета у Крехалевой - потрясающее», - отмечает ее землячка, искусствовед Елизавета Шевелёва. Дорожки Н. А. Крехалевой так и называют «радуга» - от темного к светлому (например, от темного синего сверху до белого снизу). Сохраняют ее традиции в Центре народных ремесел «Берегиня». Панина Т. В. ученица Н. А. Крехалевой и хранитель традиции дорожек «радуга». Не только тканые дорожки изготавливают на Каргополье, но и коврики «травяные». Особенность таких ковриков заключается в том, что основа изделия составляют нитки, а в уток вставляются ароматные, душистые травы (мята, мелисса, душица). Такие коврики пользуются широким спросом не только у местного населения, но и у дизайнеров из Москвы. Но не только коврики ткут на станке, а и пояса, сарафаны, рубахи и многое другое. А техника изготовления поясов самая разнообразная - на чурочке, на берде, на игле, на рогатке, на дощечках, на ключах...