8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Крестьянская вышивка была одним из самых развитых видов народного искусства на территории Каргопольского уезда Олонецкой губернии. Ею занимались в Конёвской, Волосовской, Кенозерской, Архангельской, Ошевенской, Усачёвской и в других волостях и в самом Каргополе.


Вышивкой украшали сравнительно небольшой круг традиционных для народного быта предметов – полотенца, подзоры, женские рубахи, передники, юбки, - служившие объектами домашнего крестьянского рукоделия.

Многие предметы имели обрядовое значение и поэтому сохранили наиболее древние изводы орнаментов с так называемыми древними мотивами и композициями. Так, преобладание вышитых полотенец было обусловлено, как и во многих других местностях России, их обрядовой ролью: десятки полотенец участвовали в свадебном обряде, имевшем в Каргопольском уезде свои локальные особенности. Местные источники свидетельствуют, что при уходе сватов после сговора их дарят полотенцами. Если свадьба не состоится, то платы возвращают по принадлежности.

Общей отличительной особенностью каргопольской вышивки является ее сюжетное и орнаментальное богатство, разнообразие техники. Каргопольские мастерицы владели практически всеми приемами шитья: древним двусторонним швом «роспись», «набором», имитирующим тканые узоры, ажурной строчкой «перевить», гладью, а также стебельчатым «тамбуром».

В первой половине ХIХ века колористические решения вышивок традиционны – красный узор на белой основе холста. Иногда к ним добавляли мягкий желтый или синий цвета. Во второй половине ХIХ века шитье Каргопольского уезда демонстрирует нарастание орнаментальной узорчатости и цветовой активности


Одной из самых распространенных групп каргопольской вышивки является композиция с изображением всадников (или барсов) по сторонам женской фигуры. Образцы с этой композицией, датируемые первой половиной ХIХ века являются шедеврами северного художественного шитья.

 К кругу древних мотивов можно отнести изображение дерева жизни, двуглавой птицы – ладьи и «рожаниц». Как и во всей русской традиционной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы – павы с пышными хвостами. В ранних произведениях они исполнены двусторонним швом и набором красным по белому. В конце XIX – начале XX века профильные изображения птицы – павы украшают многочисленные предметы, вышитые тамбурным швом по кумачу. С конца ХIХ века и, особенно, в начале ХХ века техника тамбурного шитья все более завоёвывала русскую вышивку, в том числе и каргопольскую. Гибкие линии тамбурного шва позволяли свободно компоновать узоры. Особенно в растительном орнаменте мастера проявляли максимум фантазии и вкуса. В Каргопольском уезде такой орнамент был распространен повсеместно, отличаясь подчас оригинальностью и неповторимостью узоров и композиций, то в виде фантастических букетов или «хороводов» цветов, то сложных волнистых стеблей, среди которых разбросаны цветы - розетки разных конфигураций, веточки, лапчатые листья, мотивы «огурцов» и непременные маленькие птички. Самый известный образец каргопольского тамбурного шитья – вышивка «месяцеслов» из Ошевенска (Каргопольский район). В основе вышивки лежит мотив крестьянского земледельческого календаря.

Большинство мотивов в каргопольской народной вышивке - изобразительные, с фигурами людей, животных, птиц и растений. Область их бытования совпадает с исторически сложившимися к XII-ХIII векам границами Новгородской земли, а также с теми местами, где пели былины. Начальный период заселения Заволочья имел, по-видимому, решающее значение для распространения в Каргополье и мифологических образов народной вышивки, и былинного эпоса. Сюжетная архаическая вышивка восходит к культуре Новгорода и имеет родственные корни с местным «звериным стилем», в то время, как более южные по области распространения геометрические мотивы связывают с ростовским влиянием.