8(81841)2-17-04       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Славу заповедника народной культуры и ее национальных традиций снискали Северу многочисленные памятники народного крестьянского искусства. Среди них ярким самобытным элементом является народный костюм. В нем наиболее полно воплотилось незаурядное мастерство северных женщин. Характер северного костюма соответствовал крестьянской эстетике. Северорусский комплекс с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков.


 

«Понятие народный костюм появился во времена реформ Петра Iв условиях резкого разделения одежды по классам и сословиям. В это понятие включают древний южный рубашечно - поневный  и севернорусский рубашечный комплекс, который фактически стал основанием русского народного костюма. Старинный северный костюм, являющийся составляющей русского народного костюма, представляет сохранившийся его вариант. Он был менее подвержен изменениям, чем костюм центральной и южной России на протяжении своей многолетней истории, дольше бытовал, в частности из-за высокого уровня традиционности северной культуры и территориальной отдаленности от центра.

Каргопольский костюм сохранил стилевую основу севернорусского комплекса женского костюма. Вместе с тем имел свои особенности, которые заметно выделяли его из ряда представителей северного костюма. Главным образом, это высокохудожественная традиционность с четко выраженной местной самобытностью, отличительной особенностью которой является орнаментальное богатство и сюжетное разнообразие. Другая особенность - удивительные по красоте, неповторимые по форме праздничные головные уборы: золотные платки и кокошники.

Наиболее архаичной частью женского костюма была рубаха, состоящая из стана и рукавов. Она украшалась вышитым или тканым узором по подолу, вороту и краям рукавов. Широкая полоса геометрического орнамента располагалась на оплечьях (намышниках) каргопольских рубах. Этот орнамент представляет собой самостоятельный тип местной вышивки. Образцы вышитых оплечий являются одними из самых ранних произведений коллекции тканей Каргопольского музея и датируются началом 19 века. Мелкий плотный ковровый узор каргопольских оплечий своеобразное исключение в северной русской народной вышивке. Он ближе характеру южнорусского шитья и на Севере не имеет аналогий. Во второй половине XIXвека в Каргополье начинают шить покосные рубахи с верхом из кумача и станом из клетчатой льняной пестряди. Рубаха сохранила традиционный для народного костюма Каргополья покрой: широкие до локтя рукава, глубокий присобраный ворот. Широкая полоса тканного цветным гарусом, геометрического орнамента, украшавшая подолы рубах, превышала иногда 30 см. Позже по краю подола появилась оборка из красного ситца.

В северных губерниях вторым основным элементом женского костюма стал сарафан. Как женская одежда он упоминается в XVII веке. По форме и конструкции это высокая юбка, закрепленная на плечевом поясе с помощью лямок или безрукавое платье, надеваемые поверх рубахи. Сарафаны изготовлялись из домотканого сукна, пестрядинного холста, набойки и фабричных тканей кумача, узорного ситца, шелка, кашемира, атласа, парчи. Они имели разные названия, связанные с их кроем, материалом или способом изготовления ткани: косоклинник, дольник, набоечник, сукманник, ситечник, гарусник, парчевник, штофник.  В Каргополье повседневные сарафаны изготовлялись из клетчатой пестряди – льняной ткани домашнего производства. Их называли клетовниками или пестрядинниками. Праздничные сарафаны каргопольские модницы шили из покупных тканей. Частым элементом праздничной женской одежды в середине XIX века была душегрея – короткая распашная кофта без рукавов на узких бретелях, имеющая «назади» множество сборок, которые придавали фигуре пышность. Полный округлый стан признавался главным условием женской красоты.


В конце XIX века в одежде стал доминировать ансамбль «парочка». Традиционный сарафан стал дополняться распашной приталенной кофтой, городского фасона «казачок».

В начале XX века в костюме все сильнее стало проявляться городское влияние. Сложный крой дополнялся большим количеством деталей: оборки, защипы, рюши, баски, бантики; появились кружевные ставки как дополнение к ансамблю – шелковые платья и шали. На ноги надевали башмаки на шнуровке – «щиблеты», а на голову накладывали шелковую узорную шаль, концы которой свободно спускались вниз. Закалывали шаль под подбородком «на притычку под рылом».

Самым важным элементом женского костюма являлся головной убор. Каргопольские праздничные женские головные уборы отличаются своим богатством, неповторимой формой, разнообразием их видов, техники и материалов, использованием в вышивке элементов древней символике, а также мастерством исполнения.

Удивительной красоты праздничный головной убор замужней каргопольской женщины, состоящий из кокошника и золотого платка поражает своим великолепием и заставляет удивиться изысканным художественным вкусам деревенских золотошвеек из Каргопольского уезда.

Костюм – это летопись жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента утверждает законы красоты народного искусства и позволяет прикоснуться к древнейшим истокам русской культуры.